Губернатор Андрей Травников: Казначейское сопровождение при строительстве социальных объектов обеспечивает прозрачность использования бюджетных средств
Эксперты высоко оценили опыт применения Новосибирской областью современных финансовых инструментов в строительстве.
Перспективы развития казначейского сопровождения бюджетных средств в строительной сфере, совершенствование системы ценообразования в строительстве, переход на ресурсно-индексный метод обсудили участники панельной дискуссии, прошедшей в первый день работы форума «Сибирская строительная неделя – 2024». В работе площадки принял участие Губернатор Андрей Травников.
«Для Новосибирской области тема строительного ценообразования очень интересна. Мы накопили достаточно серьезный опыт в сфере реформы ценообразования, сметного нормирования строительной отрасли, накопили уникальный опыт расширенного казначейского, банковского сопровождения при строительстве крупного объекта – многофункциональной ледовой «Сибирь-Арены». Сегодня на казначейском сопровождении у нас более 1200 контрактов и соглашений. Это важный инструмент, который обеспечивает прозрачность использования бюджетных средств.
Кроме того, по предложению федерального Министерства строительства, мы вошли в число пилотных субъектов, перешедших на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости. С 2023 года с применением РИМ, в основном, разработали сметную документацию капитального ремонта объектов образования, строительства и реконструкции линейных объектов. Уверен, что от этих действий, от укрепления компетенции нашего регионального центра ценообразования и центра мониторинга почувствовали эффект не только муниципальные и государственные заказчики, не только надзорные органы, но и сами подрядные организации. В частности, за счёт более прозрачных смет и принципов определения стоимости контрактов, и за счёт роста средних заработных плат рабочих», – подчеркнул глава региона.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Демидов высоко оценил уровень использования в Новосибирской области ресурсно-индексного метода, а также казначейского сопровождения бюджетных средств в строительстве: «Так сложилось исторически, это, конечно, работа руководства региона. Ценообразование здесь было поставлено во главу строительства, был организован центр мониторинга строительных ресурсов, подготовлена отличная школа специалистов, которые, в первую волну перехода, на ресурсно-индексный метод и перешли. Это семь субъектов, в том числе Новосибирская область. Регион уже год работает в индексном методе, есть результаты, есть практика. Им, безусловно, будет легче сейчас, уже как год отработавшим, встраиваться в дальнейшие изменения. Это абсолютно заслуга и Губернатора, и руководства региона, в том, что вопросы ценообразования здесь стоят во главе угла.
Форум очень насыщенный, программа достаточно большая, обсуждаются и кадровые вопросы, и техническое регулирование, и ценообразование. Мы второй год подряд обсуждаем вопрос казначейского сопровождения. Это сложнейший вопрос, с точки зрения обеспечения контроля за использованием бюджетных средств, и при этом, чтобы казначейское сопровождение было именно сопровождением, а не препятствием для строителей».
Ранее Новосибирская область, по поручению главы региона, одной из первых в стране стала использовать механизм казначейского сопровождения целевых средств и расширенного казначейского сопровождения при строительстве крупного объекта. Так, механизм расширенного казначейского сопровождения был успешно отработан при возведении нового ледового дворца спорта на берегу Оби.
Напомним, что предпосылками к внедрению казначейского сопровождения стали риски государства, связанные с реализацией крупнейших инвестиционных проектов страны в силу имеющихся сложных и многочисленных цепочек коопераций, возникающих в ходе исполнения таких проектов. Для госзаказчика казначейское сопровождение стало надёжным инструментом, обеспечивающим прозрачный механизм реализации проекта.