Рабочая группа Госсовета РФ под руководством Андрея Травникова рассмотрела эффективные механизмы управления ресурсами системы образования
Повышение роли российских регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы обсудили на заседании подгруппы «Образование» рабочей группы «Образование и наука» Госсовета РФ 29 января в Кирове. Губернатор Новосибирской области, руководитель рабочей группы Госсовета Андрей Травников озвучил список инициатив регионов, которые выносили на обсуждение в течение 2019 года. В частности, была озвучена инициатива по упрощению процедуры разработки программ для среднего профессионального образования (СПО) и актуализации перечня профессий топ-50.
«Система профобразования, в первую очередь, среднего, должна более оперативно реагировать на запросы рынка профессий, требования работодателя. Одно из предложений — упрощение процедуры разработки стандартов и образовательных программ по новым специальностям, а также актуализации перечня профессий топ-50», — подчеркнул Андрей Травников.
Руководитель рабочей группы Госсовета РФ также обозначил вопрос разнообразия методов оценки квалификации выпускников учреждений СПО. Существует как минимум три инструмента оценки: это ГИА, это стандарты WorldSkills, это независимая система оценки квалификации. При этом у многих предприятий существуют и индивидуальные требования к партнерам из сферы среднего профобразования. «Мы считаем, необходимо эти системы сближать. Как минимум — ГИА и независимую оценку квалификации», — сказал Андрей Травников.
Итоги реализации в 20 регионах пилотного проекта по апробации трёх новых моделей управления образованием, связанных с перераспределением обязательств, также стали темой для обсуждения в рамках рабочей группы. Напомним, что проект по разработке эффективных региональных моделей — проект регионализации школ — стартовал в 2017 году. Следующий этап – расширение числа пилотных регионов с учетом анализа обобщённых результатов апробации моделей, всех их плюсов и минусов.
«Практически все субъекты РФ имеют опыт регионализации по той или иной форме. Считаю, что необходимо обобщить этот опыт, сформировать в типовые модели, разработать образцы документов, которые можно было бы использовать. Но ни в коем случае не следует навязывать обязательную тотальную регионализацию», — подчеркнул Андрей Травников.
Создание модели для каждого региона требует индивидуального подхода с учетом специфики географических, экономических, социальных условий субъекта РФ, каждый регион может отработать собственную модель, отметили на совещании.
Подготовка кадров для социальной сферы — одна из главных тем развития качественного образования в регионах. Участники совещания также обсудили вопрос увеличения бюджетных мест в региональных вузах. Напомним, что согласно инициативе Президента РФ Владимира Путина, обозначенной в Послании Федеральному Собранию 15 января, необходимо ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, отдавая их в приоритетном порядке «именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров».
При решении этой задачи важно учитывать и соотношение между квотами на очные и заочные бюджетные места в вузы, в частности, — педагогические. «Квоты на бюджетные места увеличиваются последние годы, при этом одновременно меняется соотношение между очными и заочными местами: очные места сокращаются», — отметил Андрей Травников. Этот вопрос также требует совместной проработки со специалистами профильных федеральных Министерств.
В совещании, которое провёл руководитель подгруппы «Образование» рабочей группы «Образование и наука» Госсовета РФ Губернатор Кировской области Игорь Васильев, приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, советник Президента РФ Александра Левицкая.
Перед началом совещания его участники ознакомились с опытом эффективного использования образовательных пространств в школах Кировской области, с механизмами взаимодействия учреждений среднего профобразования с крупнейшими предприятиями области в подготовке кадров.
Делегация посетила среднюю школу № 26 города Киров, Центр дистанционного образования детей и Вятский электромашиностроительный техникум. На примере средней школы был продемонстрирован опыт создания эффективной системы внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «Школа полного дня». Вятский электромашиностроительный техникум — одно из ведущих образовательных учреждений машиностроительного профиля Кировской области. Техникум активно взаимодействует с крупнейшими предприятиями области, выстраивая эффективное сотрудничество в деле подготовки высококвалифицированных кадров.