Андрей Травников: «На мое решение об участии в выборах уровень конкуренции не повлияет».

Врио губернатора Новосибирской области в интервью «Континенту Сибирь» рассказал о том, каким видит инвестиционный климат в регионе, почему государство не должно вкладывать в бизнес и каких новых мер поддержки стоит ожидать аграриям и застройщикам. АНДРЕЙ ТРАВНИКОВ также прокомментировал причины высокого уровня политической и социальной конфликтности в Новосибирской области, оценил активность местных органов исполнительной власти и предположил, какой будет конкуренция на губернаторских выборах в следующем году.

«Власть должна быть предсказуемой»

— Андрей Александрович, на протяжении многих лет власти Новосибирской области в качестве приоритета своего внимания называли инвестиции и инвестиционный климат. Как вы оцениваете, насколько благоприятна для инвесторов экономическая среда региона и что надо менять?

— Инвестиционный климат — вещь, которая требует тонкой настройки. С одной стороны есть абсолютно понятные, достаточно стандартизированные инструменты, пакет инвестиционных законов, который работает в большинстве регионов. Есть и набор таких инвестиционных инструментов как технопарки и другие специализированные площадки, институты развития. В Новосибирской области представлен самый полный и широкий комплект всех инструментов, которые только придуманы и созданы в России. Нужно признать, что эффективность и уровень развития этих институтов — Академпарка, биотехнопарка в Кольцово, других площадок, достаточно высокий. Это не значит, что нет потенциала для повышения эффективности, но, по крайней мере, основная структура создана.

Но кроме этого немаловажна такая тонкая вещь, как взаимоотношение власти и бизнеса. Это тоже влияет на принятие решения многими инвесторами, когда они определяют, в каком регионе остановиться. Если посмотреть на объем инвестиций в любой регион, — далеко не все, даже сказал бы, меньшая часть предпринимателей, которые инвестируют в регион, обращаются за поддержкой, преференцией, помощью к представителям власти. Чаще всего самые успешные инвестиционные проекты могут проходить совершенно без официального участия властей того или иного уровня. Поэтому здесь запрос не только на формальные институты, но и на неформальные принципы поведения по отношению к бизнесу, которые соблюдаются со стороны власти. Основной принцип — это понятность. Власть должна быть предсказуема, она не должна метаться и менять условия своего поведения, особенно в отношении инвесторов, она должна быть достаточно открыта и аргументирована. Любые свои шаги власть должна заранее освещать, пояснять, комментировать, аргументировать, любые свои стратегические намерения и решения — достаточно публично освещать.

Именно поэтому я достаточно осторожно отношусь к изменению условий совместных проектов между властью и бизнесом в рамках различных форматов ГЧП. Для Новосибирской области самый избитый формат и слово, которое стало негативно-нарицательным — это концессия. Если вы помните, даже в отношении самой спорной — концессии на строительство мусорных полигонов — я осторожно и взвешенно подходил к решению по вхождению в процедуру расторжения соглашения. И решение было не политическим. С одной стороны, я хотел найти быстрый вариант выхода из тупиковой ситуации, с другой — понимал, что любое расторжение соглашения между властью и инвестором — это негативный фон.

И на самом деле, так и произошло. И если внутри региона мой сигнал о том, что я дал поручение направить уведомление о расторжении соглашения, был воспринят достаточно позитивно, то, например, вне региона, общаясь в Москве во время командировок, приглашая представителей бизнеса сюда, я очень часто слышу вопрос с ноткой настороженности: «А что у вас произошло с концессией?». Действительно, любой бизнес настораживает, если при смене власти вдруг кардинально меняется бизнес- политика, инвестиционная политика. Если уж мы доходим до такой ситуации, это должен быть очень исключительный случай, и ситуация должна публично проясняться.

Текст полностью читайте Континет Сибирь онлайн